Тихие картины Вильгельма Хаммерсхея

Если искать художника, который бы смог выразить тишину и покой, то это был бы Вильгельм Хаммерсхёй(Vilhelm Hammershøi)

Художник родился в 1864 году в Дании, Копенгагене, где и писал большинство своих картин. Часто, увидев его полотна, мы тут же спросим "Кто эта женщина?", "Почему она все время повернута к нам спиной?"

Отдых, 1905

Интерьер с девушкой за клавишами,1901

Интерьер, 1899

Интерьер: с пианино и с девушкой в черном, 1901

Ответ очень прост - эта женщина была женой Хаммерсхёя - Ида.
Она была главной музой художника.
Но все же, почему она повернута спиной к зрителю?
Есть предположение, что это связано с отношениями самой Иды с ее матерью. 
Известный британский актер Майкл Пэлин, который участвовал в качестве ведущего в небольшом фильме об этом художнике на канале BBC и вел небольшое "расследование", изучая картины, документы и фотографии, увидел письмо, в котором было указано, что у матери Иды были психические проблемы, и что они могли бы быть унаследованными. Это небольшое указание, возможно, и есть некой биографической интерпретацией тайны Хаммерсхея.
Вот что еще говорит по этому поводу сам Майкл Пэлин:

"На некоторых картинах, где Ида смотрит лицом к зрителю как,например, портрет 1907 г., где она выглядит немного взволнованной. Может быть, она такой и была. Был ли Хаммерсхей согласен с тем фактом, что Ида не очень любила бывать на публике? Может, создавая такие спокойные картины, он привносил некую устойчивость в такой нестабильной эмоциональной ситуации? Я даже не знаю". 


В любом случае, можно ли назвать живопись Хаммерсхея депрессивной? 


"Так, как он, улавливал свет в этих комнатах, не обязательно называть это меланхолией или депрессией",- говорит Пэлин. "Это лишь способ сказать о том, каким был дневной свет в Копенгагене. Если Вы можете написать пустую комнату как в картине "Солнечный свет. Пылинки, танцующие в солнечных лучах"(1900) настолько тщательно и аккуратно, то это было бы праздником света. В то же самое время, Вы всегда ощущаете у Северных художников тот краткий миг, когда выглядывает солнце. А затем снова возвращается холод, темнота и мрак".

Солнечный свет. Пылинки, танцующие в солнечных лучах(1900)
Есть еще одна картина, которая еще кое-чем интересна. Называется она "Интерьер. Солнечный свет на полу" 1906 года, которая сейчас находиться в музее Тейт, в Лондоне.  

При исследовании, Майкл Пэлин вместе с Рейчел Бейкер,реставратором музея Тейт, заметили, что на обороте картины часть холста завернута и что нам кое-что изображено, но невооруженным глазом трудно различить что именно. Но с помощью инфракрасной камеры им удалось увидеть, что на обороте изображена... девушка!

Справа - инфракрасный снимок, слева - оригинал картины.
(фото взято с кадров документального фильма "Майкл Пэлин и тайна Хаммерсхея")
Скорее всего, эта девушка и есть жена Вильгельма, Ида. Но так и остается загадкой, почему Хаммерсхей решил завернуть кусок полотна...

Но художник рисовал не только свою жену, но и свою сестру, Анну. Как ни странно, он ее изображал лицом к зрителю.

Последний портрет был явно написан по впечатлением творчества французского импрессиониста Огюста Ренуара, поскольку можно увидеть множество сходств во внешних чертах лица и в технике написания картины.
Молодая девушка вышивает. Анна Хаммерсхей, 1887


Слева - "Портрет молодой девушки" Хаммерсхея, справа - "Зонтики" П.-Ю. Ренуара (фрагмент)
Впрочем, как бы ни был загадочен Вильгельм Хаммерсхей, его картины являются уникальным образцом нормандской живописи в эпоху импрессионизма.
По моему личному мнению, эти картины хоть и на вид пусты - в них нет никакого активного действия(как например в картинах французских импрессионистов,того же Ренуара или Моне, где они изображали всяческие праздники, встречи, все достаточно ярко и красочно).
П.-Ю. Ренуар "Завтрак гребцов"1880-1881 г.
Одна из самых знаменитых картин Ренуара. Кстати, благодаря фильму "Амели" она стала еще более популярной
Клод Моне, "Женщины в саду" 1886 г.
В отличии от них, Хаммерсхей изображал бытовую жизнь в своей квартире в Копенгагене, но он показывал некую тихую, безмятежную сторону. С помощью игры света и тени он смог передать то настроение, которое чувствуется при просмотре его полотен. Несмотря на влияние творчества Джеймса Уистлера, картины которого очень любил Хаммерсхей, все равно Вильгельм создал нечто свое, неповторимое. Каждая его картина имеет свой смысл, свое понимание вещей.
Ида читает письмо,1916
Интерьер, ул. Страндгад 30, 1901 

Пейзаж из Лейре, 1905

Молодой буковый лес, 1904
фотография В. Хаммерсхея за работой
Его палитра

Comments

Popular Posts